ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
О науке
Так пел чародей; и все собравшиеся попали, как птицы, незаметно в
сети его хитрого, тоскливого сладострастия. Только совестливый духом
не был пойман им: он быстро выхватил арфу из рук чародея и воскликнул:
"Воздуху! Впустите чистого воздуху!
Впустите Заратустру! Ты делаешь воздух этой пещеры удушливым и ядовитым,
ты, старый, злой чародей!
Лживый и утонченный, ты соблазняешь к неведомым страстям и к неведомым
пустыням. И горе, если такие, как ты, говорят об истине и придают значение
ей!
Горе всем свободным умам, которые не остерегаются таких чародеев! Они
должны проститься со свободой своей: ты учишь возвращению в тюрьмы и
манишь назад, в темницы, -- -- ты старый, мрачный демон, в жалобе твоей
слышится манящая свирель, ты похож на тех, кто своей похвалой целомудрию
призывает тайно к разврату!"
Так говорил совестливый; старый же чародей оглядывался вокруг, наслаждаясь
победой своей, и оттого проглотил досаду, причиненную ему совестливым.
"Помолчи! -- сказал он скромным голосом. -- Хорошие песни должны
хорошо отзываться в сердцах: после хороших песен надо долго хранить
молчание.
Так поступают все эти высшие люди. Но ты, должно быть, мало понял из
песни моей? В тебе очень мало от духа чародея".
"Ты хвалишь меня, -- возразил совестливый, -- отделяя меня от себя;
ну что ж! Но вы, остальные, что вижу я? Вы все сидите еще с похотливыми
глазами -- о свободные души, куда девалась свобода ваша! Вы кажетесь
мне похожими на тех, кто долго смотрел на развратных женщин, нагих и
танцующих: ваши души сами начали танцевать!
В вас, о высшие люди, еще много есть из того, что чародей называет своим
злым духом обмана и чар, -- мы, конечно, должны быть различны.
И, поистине, мы достаточно говорили и думали вместе, прежде чем Заратустра
вернулся в пещеру свою, достаточно, чтобы знать, что мы различны.
И мы ищем различного даже здесь, наверху, вы и я.
Ибо я ищу побольше устойчивости, потому и пришел я к Заратустре. Ибо
он самая крепкая башня и воля -- теперь, когда все колеблется, когда
вся земля дрожит.
Но когда я вижу глаза ваши, какие вот сейчас у вас, я скорее поверил
бы, что вы ищете побольше неустойчивости, -- побольше трепета, побольше
опасности, побольше землетрясения. Вы хотите, так кажется мне, простите
предположение мое, о высшие люди, -- -- вы хотите самой трудной, самой
опасной жизни, внушающей мне наибольший страх, жизни диких зверей, хотите
лесов, пещер, горных стремнин и непроходимых ущелий.
И не те, что выводят вас из опасности, нравятся вам больше всего, а
те, что отвращают вас в сторону от всех дорог, совратители. Но если
такое желание истинно в вас, все-таки оно кажется мне невозможным.
Ибо страх -- наследственное, основное чувство человека; страхом объясняется
все, наследственный грех и наследственная добродетель. Из страха выросла
и моя добродетель, она называется: наука.
Ибо страх перед дикими животными -- этот страх дольше всего воспитывается
в человеке, включая и страх перед тем животным, которого человек прячет
и страшится в себе самом. -- Заратустра называет его "внутренней
скотиной".
Этот долгий, старый страх, ставший наконец тонким и одухотворенным,
-- нынче, сдается мне, называется: наука".
Так говорил совестливый; но Заратустра, который только что вернулся
в пещеру свою и слышал последние слова и угадал смысл их, кинул совестливому
горсть роз и смеялся над "истинами" его.
"Как! -- воскликнул он. -- Что слышал я только что? Поистине, кажется
мне, что или ты глупец, или я сам, -- и твою "истину" мигом
поставлю я вверх ногами.
Ибо страх -- исключение для нас. Но мужество, дух приключений, любовь
к неизвестному, к тому, на что никто еще не отважился, -- мужеством
кажется мне вся предшествующая история человека.
Самым диким, самым мужественным животным позавидовал он и отнял у них
все добродетели их: только этим путем стал он -- человеком.
Это мужество, ставшее наконец духовничьим, духовным, это мужество человеческое,
с орлиными крыльями и змеиною мудростью: это мужество, сдается мне,
называется теперь..."
"Заратустрой!" -- крикнули в один голос все собравшиеся и
громко рассмеялись; но от них поднялось как бы тяжелое облако. Чародей
также засмеялся и сказал с лукавым видом: "Ну что ж! Он ушел, мой
злой дух! И разве я сам не предостерегал вас от него, когда говорил,
что он обманщик, дух лжи и обмана? Особенно когда он показывается нагим.
Но разве я ответствен за козни его! Разве я создал его и мир?
Ну что ж! Будем опять добрыми и веселыми! И хотя Заратустра смотрит
уже сердито -- взгляните же на него! он сердится на меня, -- но прежде
чем наступит ночь, научится он снова меня любить и хвалить, он не может
долго жить, не делая этих глупостей.
Он -- любит врагов своих; это искусство понимает он лучше всех, кого
только я видел. Но за это он мстит -- друзьям своим!"
Так говорил старый чародей, и высшие люди согласились с ним; так что
Заратустра стал обходить друзей своих, пожимая им руки со злобой и любовью,
-- как тот, кому у каждого нужно
испросить прощенья в чем-то и что-нибудь загладить. Но когда подошел
он к вратам пещеры своей, ему опять захотелось на чистый воздух и к
зверям своим -- и он уже собрался ускользнуть к ним.