ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
В отставке
Немного спустя после того, как Заратустра освободился от чародея,
увидел он опять, что кто-то сидит на дороге, по которой он шел; это
был черный высокий человек с исхудавшим, бледным лицом, сильно раздосадовавший
его. "Горе, -- сказал он в сердце своем, -- вот сидит закутанная
печаль, мне кажется, она из рода священников; чего хотят они в моем
царстве? Как! Едва избег я одного чародея, -- и вот другой чернокнижник
опять становится мне поперек дороги, -- какой-нибудь колдун со сложенными
руками, какой-нибудь мрачный чудотворец Божьей милостью, какой-нибудь
помазанный клеветник на мир, чтоб черт его побрал!
Но черт никогда не бывает там, где он был бы на месте: всегда приходит
он слишком поздно, этот проклятый карлик и колченожка!"
Так бранился Заратустра с нетерпением в сердце своем и думал, как бы,
не глядя на черного человека, проскользнуть мимо него, -- но случилось
иначе. Ибо в этот самый момент его уже увидел сидевший; и подобно тому,
кто наталкивается на неожиданное счастье, вскочил он и пошел навстречу
Заратустре.
"Кто бы ты ни был, ты, странник, -- сказал он, -- помоги заблудившемуся,
ищущему, старому человеку, с которым здесь легко может случиться несчастье!
Этот мир здесь мне чужд и далек, даже слыхал я рычание диких зверей;
а того, кто мог бы служить мне защитой, уже нет.
Я искал последнего благочестивого человека, святого и отшельника, который
один в лесу своем еще ничего не слыхал о том, о чем весь мир знает сегодня".
"О чем же знает сегодня весь мир? -- спросил Заратустра. -- Не
о том ли, что старый Бог не жив более, в которого весь мир некогда верил?"
"Ты говоришь, -- отвечал опечаленный старик. -- А я служил этому
старому Богу до последнего часа его.
Теперь же я в отставке, без господина, и все-таки я не свободен, нет
у меня ни одного веселого часа, разве только в воспоминаниях.
Для того и поднялся я на эти горы, чтобы наконец опять устроить себе
праздник, как подобает старому папе и отцу церкви -- ибо знай, я последний
папа! -- праздник благочестивых воспоминаний и богослужений.
Но теперь умер и он, самый благочестивый человек, тот святой в лесу,
который постоянно славил своего Бога пением и бормотанием.
Его самого не нашел я уже, когда я нашел его хижину -- и двух волков
в ней, которые выли об его смерти, -- ибо все звери любили его. И я
убежал оттуда.
Неужели я пришел напрасно в эти леса и горы? Тогда решилось сердце мое
искать другого, самого благочестивого из всех тех, кто не верят в Бога,
-- искать Заратустру!"
Так говорил старик и окинул острым взглядом того, кто стоял пред ним;
Заратустра же взял руку старого папы и рассматривал ее долго с удивлением.
"Посмотри, досточтимый, -- сказал он потом, -- какая прекрасная
и длинная рука! Это рука того, кто постоянно раздавал благословение.
Но теперь держит она того, кого ты ищешь, меня, Заратустру.
Это -- я, безбожный Заратустра, который говорит: кто безбожнее меня,
чтобы мог я радоваться наставлению его?"
Так говорил Заратустра и пронизывал своим взором мысли и задние мысли
старого папы. Наконец тот начал: "Кто его любил и им владел больше
всего, тот теперь и утратил его больше всего: -- посмотри, не сам ли
я из нас двоих теперь более безбожник? Но кто бы мог этому радоваться!"
-- "Ты служил ему до конца, -- спросил Заратустра задумчиво, после
глубокого молчания, -- ты знаешь, как он умер?
Правда ли, как говорят, что его задушила жалость, -- что он видел, как
человек висел на кресте, и не вынес этого, так что любовь к человеку
сделалась его адом и наконец его смертью?" --
Но старый папа ничего не ответил, а посмотрел робко в сторону страдальческим,
мрачным взглядом.
"Оставь его, -- сказал Заратустра после долгого размышления, продолжая
смотреть старику прямо в глаза. --
Оставь его, он умер. И хотя тебе делает честь, что ты о мертвом говоришь
только хорошее, но ты так же хорошо знаешь, как и я, кто он был; и что
он ходил странными путями".
"Говоря с глазу на полуглаз, -- сказал, повеселев, старый папа
(ибо он был слеп на один глаз), -- в вопросах Бога я просвещеннее самого
Заратустры -- и имею право на это.
Моя любовь служила ему долгие годы, моя воля следовала во всем его воле.
Но хороший слуга знает все и даже многое, что его господин скрывает
от себя самого.
Это был скрытный Бог, полный таинственности. Поистине, даже к сыну своему
шел он не иначе как потаенным путем. У дверей его веры стоит прелюбодеяние.
Кто его прославляет как Бога любви, тот недостаточно высокого мнения
о самой любви. Разве этот Бог не хотел быть также судьею? Но любящий
любит по ту сторону награды и возмездия.
Когда он был молод, этот Бог с востока, тогда был он жесток и мстителен
и выстроил себе ад, чтобы забавлять своих любимцев.
Но наконец он состарился, стал мягким и сострадательным, более похожим
на деда, чем на отца, и всего больше похожим на трясущуюся старую бабушку.
Так сидел он, поблекший, в своем углу на печке, и сокрушался о своих
слабых ногах, усталый от мира, усталый от воли, пока наконец не задохнулся
от своего слишком большого сострадания". --
"Ты старый папа, -- прервал тут Заратустра, -- видел ли ты это
своими глазами? Могло быть и так, могло быть и иначе. Когда боги умирают,
умирают они всегда разными смертями.
Ну что ж! Так или иначе -- он умер! Он был не по вкусу моим ушам и глазам,
худшего не хотел бы я о нем говорить.
Я люблю все, что ясно смотрит и правдиво говорит. Но он -- ты ведь знаешь
это, ты, старый папа, он был немного из твоего рода, из рода священнического
-- его можно было разно понимать.
Его часто и совсем нельзя было понять. Как же сердился он на нас, этот
дышащий гневом, что мы его плохо понимали! Но почему же не говорил он
яснее!
И если вина была в наших ушах, почему дал он нам уши, которые его плохо
слышали. Если была грязь в наших ушах, кто же вложил ее туда?
Слишком многое не удавалось ему, этому горшечнику, не доучившемуся до
конца! Но если он еще мстил своим горшкам и творениям за то, что они
ему плохо удавались, -- это было уже грехом против хорошего вкуса.
Существует и в благочестии хороший вкус; он говорит наконец: "Прочь
с таким Богом! Лучше совсем без Бога, лучше на собственный страх устраивать
судьбу, лучше быть безумцем, лучше самому быть Богом!"
"Что слышу я! -- сказал тут старый папа, навострив уши. -- О
Заратустра! ты благочестивее, чем ты думаешь, при таком безверии! Какой-нибудь
Бог в тебе обратил тебя к твоему безбожию.
Разве не само твое благочестие не дозволяет тебе более верить в Бога?
И твоя чрезмерная правдивость поведет тебя еще дальше, по ту сторону
добра и зла!
Посмотри, что осталось тебе? У тебя есть глаза, руки и уста, которые
от вечности предназначены для благословения.
Благословляют не только рукой.
Вблизи тебя, хотя ты и хочешь быть самым безбожным, я предчувствую тайное
благоухание долгих благословений; мне становится при этом хорошо и мучительно.
Позволь мне быть твоим гостем, о Заратустра, на одну только ночь! Нигде
на земле мне не будет теперь лучше, чем у тебя!"
"Аминь! Да будет так! -- сказал Заратустра с великим удивлением.
-- Туда вверх ведет дорога, там находится пещера Заратустры.
Поистине, я сам охотно проводил бы тебя туда, досточтимый, ибо я люблю
всех благочестивых людей. Но теперь меня поспешно отзывает от тебя крик
о помощи.
В моем царстве ни с кем не должно быть несчастья; пещера моя -- хорошая
пристань. И больше всего хотел бы я всякого, кто печалится, опять поставить
на твердую землю и на твердые ноги.
Но кто снимет с плеч твою печаль? Для этого я слишком слаб. Поистине,
долго придется нам ждать, пока кто-нибудь опять воскресит тебе твоего
Бога. Ибо этот старый Бог не жив более: он основательно умер".
Так говорил Заратустра.