ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Пиявка
И Заратустра в раздумье продолжал свой путь, спускаясь все ниже, проходя
по лесам и мимо болот; и как случается с каждым, кто обдумывает трудные
вещи, наступил он нечаянно на человека.
И вот посыпались ему разом в лицо крик боли, два проклятья и двадцать
скверных ругательств -- так что он в испуге замахнулся палкой и еще
ударил того, на кого наступил. Но тотчас же он опомнился; и сердце его
смеялось над глупостью, только что совершенной им.
"Прости, -- сказал он человеку, на которого наступил и который
с яростью приподнялся и сел, -- прости и выслушай прежде сравнение.
Как путник, мечтающий о далеких вещах, нечаянно на пустынной улице наталкивается
на спящую собаку, лежащую на солнце; -- как оба они вскакивают и бросаются
друг на друга, подобно смертельным врагам, оба смертельно испуганные,
-- так случилось и с нами.
И однако! И однако -- немногого недоставало, чтобы они приласкали друг
друга, эта собака и этот одинокий! Ведь оба они -- одинокие!"
"Кто бы ты ни был, -- ответил, все еще в гневе, человек, на которого
наступил Заратустра, -- ты слишком больно наступаешь на меня и своим
сравнением, а не только своей ногою! Смотри, разве я собака?" --
и при этих словах тот, кто сидел, поднялся и вытащил свою голую руку
из болота. Ибо сперва он лежал, вытянувшись на земле, скрытый и неузнаваемый,
как те, кто выслеживают болотную дичь.
"Но что с тобой! -- воскликнул испуганный Заратустра, ибо он увидел
кровь, обильно струившуюся по обнаженной руке. -- Что случилось с тобой?
Не укусило ли тебя, несчастный, какое-нибудь вредное животное?"
Обливавшийся кровью улыбнулся, все еще продолжая сердиться. "Что
тебе за дело! -- сказал он и хотел идти дальше.
-- Здесь я дома и в своем царстве. Пусть спрашивает меня кто хочет:
но всякому болвану вряд ли стану я отвечать".
"Ты заблуждаешься, -- сказал Заратустра с состраданием и удержал
его, -- ты ошибаешься: здесь ты не в своем, а в моем царстве, и здесь
ни с кем не должно быть несчастья.
Называй меня, впрочем, как хочешь, -- я тот, кем я должен быть. Сам
же себя называю я Заратустрой.
Ну что ж! Там вверху идет дорога к пещере Заратустры, она не далека,
-- не хочешь ли ты у меня полечить свои раны?
Пришлось тебе плохо, несчастный, в этой жизни: сперва укусило тебя животное,
и потом -- наступил на тебя человек!" --
Но, услыхав имя Заратустры, задетый преобразился. "Что со мной!
-- воскликнул он. -- Кто же интересует меня еще в этой жизни, как не
этот единственный человек -- Заратустра и не это единственное животное,
живущее кровью, -- пиявка?
Ради пиявки лежал я здесь, на краю этого болота, как рыболов, и уже
была моя вытянутая рука укушена десять раз, как вдруг начинает питаться
моей кровью еще более прекрасное животное, сам Заратустра!
О счастье! О чудо! Да будет благословен самый день, привлекший меня
в это болото! Да будет благословенна лучшая, самая действительная из
кровососных банок, ныне живущих, да будет благословенна великая пиявка
совести, Заратустра!"
Так говорил тот, на кого наступил Заратустра; и Заратустра радовался
словам его и их тонкой почтительности. "Кто ты? -- спросил он и
протянул ему руку. -- Между нами остается еще многое, что надо выяснить
и осветить; но уже, кажется мне, настает чистый, ясный день".
"Я совестливый духом, -- отвечал вопрошаемый, -- и в вопросах духа
трудно найти кого-либо более меткого, более едкого и более твердого,
чем я, исключая того, у кого я учился, самого Заратустру.
Лучше ничего не знать, чем знать многое наполовину! Лучше быть глупцом
на свой риск, чем мудрецом на основании чужих мнений! Я -- доискиваюсь
основы: -- что до того, велика ли она или мала? Называется ли она болотом
или небом? Пяди основания достаточно для меня: если только она действительно
есть основание и почва! -- пяди основания: на нем можно стоять. В истинной
совестливости знания нет ничего, ни большого, ни малого".
"Так ты, быть может, познающий пиявку? -- спросил Заратустра. --
И ты исследуешь пиявку до последнего основания, ты, совестливый духом?"
"О Заратустра, -- отвечал тот, на кого наступил Заратустра, --
было бы чудовищно, если бы дерзнул я на это!
Но если что знаю я прекрасно и досконально, так это мозг пиявки -- это
мой мир!
И это также мир! -- Но прости, если здесь говорит моя гордость, ибо
здесь нет мне равного. Поэтому и сказал я "здесь я дома".
Сколько уже времени исследую я эту единственную вещь, мозг пиявки, чтобы
скользкая истина не ускользнула от меня! Здесь мое царство!
-- ради этого отбросил я все остальное, ради этого стал я равнодушен
ко всему остальному; и рядом со знанием моим простирается черное невежество
мое.
Совестливость духа моего требует от меня, чтобы знал я что-нибудь одно
и остальное не знал: мне противны все половинчатые духом, все туманные,
порхающие и мечтательные.
Где кончается честность моя, я слеп и хочу быть слепым. Но где я хочу
знать, хочу я также быть честным, а именно суровым, метким, едким, жестким
и неумолимым.
Как сказал ты однажды, о Заратустра: "Дух есть жизнь, которая сама
врезается в жизнь", это соблазнило и привело меня к учению твоему.
И, поистине, собственною кровью умножил я себе собственное знание!"
-- "Как доказывает очевидность", -- перебил Заратустра; ибо
кровь все еще текла по обнаженной руке совестливого духом.
Ибо десять пиявок впились в нее.
"О странный малый, сколь многому учит меня эта очевидность, именно
сам ты! И, быть может, не все следовало бы мне влить в твои меткие уши!
Ну что ж! Расстанемся здесь! Но мне очень хотелось бы опять встретиться
с тобой. Там вверху идет дорога к пещере моей -- сегодня ночью будешь
ты там желанным гостем моим!
Мне хотелось бы также полечить тело твое, на которое наступил ногой
3аратустра, -- об этом я подумаю. А теперь мне пора, меня зовет от тебя
крик о помощи".
Так говорил Заратустра.