ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
О великом томлении
О душа моя, я научил тебя говорить "сегодня" так же, как
"когда-нибудь" и "прежде", и водить свои хороводы
над всеми "здесь", "там" и "туда".
О душа моя, я избавил тебя от всех закоулков, я отвратил от тебя пыль,
пауков и сумерки.
О душа моя, я смыл с тебя маленький стыд и добродетель закоулков и убедил
тебя стоять обнаженной пред очами солнца.
Бурею, называемой "духом", подул я на твое волнующееся море;
все тучи прогнал я оттуда, я задушил даже душителя, называемого "грехом".
О душа моя, я дал тебе право говорить Нет, как буря, и говорить Да,
как говорит Да отверстое небо; теперь ты тиха, как свет, и спокойно
проходишь чрез бури отрицания.
О душа моя, я возвратил тебе свободу над созданным и несозданным --
и кому еще, как тебе, ведома радость будущего?
О душа моя, я учил тебя презрению, но не тому, что приходит, как червоточина,
а великому, любящему презрению, которое больше всего любит там, где
оно больше всего презирает.
О душа моя, я учил тебя так убеждать, чтобы ты самые основания притягивала
к себе, -- подобно солнцу, убеждающему даже море подняться на его высоту.
О душа моя, я снял с тебя всякое послушание, коленопреклонение и раболепство;
я сам дал тебе имя "избегание бед" и "судьба".
О душа моя, я дал тебе новые имена и разноцветные игрушки, я назвал
тебя "судьбою", "пространством пространств", "пуповиной
времени" и "лазоревым колоколом".
О душа моя, твоей почве дал я испить всю мудрость, все новые вина и
даже все незапамятно старые, крепкие вина мудрости.
О душа моя, всякое солнце изливал я на тебя, и всякую ночь, и всякое
молчание, и всякое томление -- ты вырастала предо мной, как виноградная
лоза.
О душа моя, обильна и тяжела ты теперь, как виноградная лоза со вздутыми
сосцами и плотными темно-золотистыми гроздьями, -- -- стесненная и придавленная
своим счастьем, в ожидании избытка и стыдясь еще своего ожидания.
О душа моя, не существует теперь нигде другой души, более любящей, более
объемлющей и более обширной! Где же будущее и прошедшее были бы ближе
друг к другу, как не у тебя?
О душа моя, я дал тебе все, и руки мои опустели из-за тебя -- а теперь!
Теперь говоришь ты мне, улыбаясь, полная тоски: "Кто же из нас
должен благодарить? -- -- должен ли благодарить дающий, что берущий
брал у него? Дарить -- не есть ли потребность? Брать -- не есть ли сострадание?"
О душа моя, я понимаю улыбку твоей тоски: твое чрезмерное богатство
само простирает теперь тоскующие руки!
Твой избыток бросает взоры на шумящее море и ищет, и ждет; тоска от
чрезмерного избытка смотрит из смеющегося неба твоих очей!
И поистине, о душа моя! Кто бы мог смотреть на твою улыбку и не обливаться
слезами? Сами ангелы обливаются слезами от чрезмерной доброты твоей
улыбки.
Твоя доброта, и чрезмерная доброта, не хочет жаловаться и плакать: и
все-таки, о душа моя, твоя улыбка жаждет слез и твои дрожащие уста рыданий.
"Разве всякий плач не есть жалоба? И всякая жалоба не есть обвинение?"
Так говоришь ты сама себе, и потому хочешь ты, о душа моя, лучше улыбаться,
чем изливать в слезах свое страдание, --- в потоках слез изливать все
свое страдание от избытка своего и от тоски виноградника по виноградарю
и ножу его!
Но если не хочешь ты плакать и выплакать свою пурпурную тоску, то ты
должна петь, о душа моя! -- Смотри, я сам улыбаюсь, предложивший тебе
петь: -- петь бурным голосом, пока не стихнут все моря, чтобы прислушаться
к твоему томлению, -- -- пока по тихим, тоскующим морям не поплывет
челнок, золотое чудо, вокруг золота которого кружатся все хорошие, дурные,
удивительные вещи, -- -- и много животных, больших и малых, и все, что
имеет легкие удивительные ноги, чтобы бежать по голубым тропам -- туда,
к золотому чуду, к вольному челноку и хозяину его; но это -- виноградарь,
ожидающий с алмазным ножом, -- твой великий избавитель, о душа моя,
безымянный -- только будущие песни найдут ему имя! И поистине, уже благоухает
твое дыхание будущими песнями, -- -- уже пылаешь ты и грезишь, уже пьешь
ты жадно из всех глубоких, звонких колодцев-утешителей, уже отдыхает
твоя тоска в блаженстве будущих песен! --
О душа моя, теперь я дал тебе все и даже последнее свое, и руки мои
опустели для тебя: в том, что я велел тебе петь, был последний мой дар!
За то, что я велел тебе петь, скажи же, скажи: кто из нас должен теперь
-- благодарить? -- Но лучше: пой мне, пой, о душа моя! И предоставь
мне благодарить! --
Так говорил Заратустра.