ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Выздоравливающий
1
Однажды утром, вскоре после возвращения своего в пещеру, вскочил Заратустра
с ложа своего, как сумасшедший, стал кричать ужасным голосом, махая
руками, как будто кто-то лежал на ложе и не хотел вставать; и так гремел
голос Заратустры, что звери его, испуганные, прибежали к нему и из всех
нор и щелей, соседних с пещерой Заратустры, все животные разбежались,
улетая, уползая и прыгая, -- какие кому даны были ноги и крылья. Заратустра
же так говорил: Вставай, бездонная мысль, выходи из глубины моей! Я
петух твой и утренние сумерки твои, заспавшийся червь: вставай! вставай!
голос мой разбудит тебя! Расторгни узы слуха твоего: слушай! Ибо я хочу
слышать тебя! Вставай! Вставай! Здесь достаточно грома, чтобы заставить
и могилы прислушиваться!
Сотри сон, а также всякую близорукость, всякое ослепление с глаз своих!
Слушай меня даже глазами своими: голос мой -- лекарство даже для слепорожденных.
И когда ты проснешься, ты навеки останешься бодрствующей. Не таков я,
чтобы, разбудив прабабушек от сна, сказать им -- чтобы продолжали они
спать!
Ты шевелишься, потягиваешься и хрипишь? Вставай! Вставай!
Не хрипеть -- говорить должна ты! Заратустра зовет тебя, безбожник!
Я, Заратустра, заступник жизни, заступник страдания, заступник круга,
-- тебя зову я, самую глубокую из мыслей моих!
Благо мне! Ты идешь -- я слышу тебя! Бездна моя говорит, свою последнюю
глубину извлек я на свет!
Благо мне! Иди! Дай руку -- ха! пусти! Ха, ха -- отвращение! отвращение!
отвращение! -- горе мне!
2
Но едва Заратустра сказал слова эти, как упал замертво и долго оставался
как мертвый. Придя же в себя, он был бледен, дрожал, продолжал лежать
и долго не хотел ни есть, ни пить.
Такое состояние длилось у него семь дней; звери его не покидали его
ни днем, ни ночью, и только орел улетал, чтобы принести пищи. И все,
что он находил и что случалось ему отнять силою, складывал он на ложе
Заратустры: так что Заратустра лежал наконец среди желтых и красных
ягод, среди винограда, розовых яблок, благовонных трав и кедровых шишек.
У ног же его были простерты два ягненка, которых орел с трудом отнял
у пастухов их.
Наконец, после семи дней, поднялся Заратустра на своем ложе, взял в
руку розовое яблоко, понюхал его и нашел запах его приятным. Тогда подумали
звери его, что настало время заговорить с ним.
"О Заратустра, -- сказали они, -- вот уже семь дней, как лежишь
ты с закрытыми глазами; не хочешь ли ты наконец снова стать на ноги?
Выйди из пещеры своей: мир ожидает тебя, как сад. Ветер играет тяжелым
благоуханием, которое просится к тебе; и все ручьи хотели бы бежать
вслед за тобой.
Все вещи тоскуют по тебе, почему ты семь дней оставался один, -- выйди
из своей пещеры! Все вещи хотят быть твоими врачами!
Разве новое познание снизошло к тебе, горькое, тяжелое?
Подобно закисшему тесту, лежал ты, твоя душа поднялась и раздулась за
свои пределы".
-- О звери мои, -- отвечал Заратустра, -- продолжайте болтать и позвольте
мне слушать вас! Меня освежает ваша болтовня: где болтают, там мир уже
простирается предо мною, как сад.
Как приятно, что есть слова и звуки: не есть ли слова и звуки радуга
и призрачные мосты, перекинутые через все, что разъединено навеки?
У каждой души особый мир; для каждой души всякая другая душа -- потусторонний
мир.
Только между самым сходным призрак бывает всего обманчивее: ибо через
наименьшую пропасть труднее всего перекинуть мост.
Для меня -- как существовало бы что-нибудь вне меня? Нет ничего вне
нас! Но это забываем мы при всяком звуке; и как отрадно, что мы забываем!
Имена и звуки не затем ли даны вещам, чтобы человек освежался вещами?
Говорить -- это прекрасное безумие: говоря, танцует человек над всеми
вещами.
Как приятна всякая речь и всякая ложь звуков! Благодаря звукам танцует
наша любовь на пестрых радугах.
"О Заратустра, -- сказали на это звери, -- для тех, кто думает,
как мы, все вещи танцуют сами: все приходит, подает друг другу руку,
смеется и убегает -- и опять возвращается.
Все идет, все возвращается; вечно вращается колесо бытия.
Все умирает, все вновь расцветает, вечно бежит год бытия.
Все погибает, все вновь устрояется; вечно строится тот же дом бытия.
Все разлучается, все снова друг друга приветствует; вечно остается верным
себе кольцо бытия.
В каждый миг начинается бытие; вокруг каждого "здесь" катится
"там". Центр всюду. Кривая -- путь вечности".
-- О вы, проказники и шарманки! -- отвечал Заратустра и снова улыбнулся.
-- Как хорошо знаете вы, что должно было исполниться в семь дней --и
как то чудовище заползло мне в глотку и душило меня!
Но я откусил ему голову и отплюнул ее далеко от себя.
А вы -- вы уже сделали из этого уличную песенку? А я лежу здесь, еще
не оправившись от этого откусывания и отплевывания, еще больной от собственного
избавления.
И вы смотрели на все это? О звери мои, разве и вы жестоки? Неужели вы
хотели смотреть на мое великое страдание, как делают люди? Ибо человек
-- самое жестокое из всех животных.
Во время трагедий, боя быков и распятий он до сих пор лучше всего чувствовал
себя на земле; и когда он нашел себе ад, то ад сделался его небом на
земле.
Когда большой человек кричит: мигом подбегает к нему маленький; и язык
висит у него изо рта от удовольствия. Но он называет это своим "состраданием".
Маленький человек, особенно поэт, -- с каким жаром обвиняет он жизнь
на словах! Слушайте его, но не прослушайте радости во всех жалобах его!
Это обвинители жизни: их побеждает жизнь в одно мгновение.
"Ты любишь меня? -- говорит дерзновенная. -- Подожди же немного,
у меня нет еще для тебя времени".
Человек для себя самого самое жестокое животное; и во всем, что зовется
"грешник", "несущий крест" и "кающийся",
не прослушайте радости, примешанной к этим жалобам и обвинениям!
А я сам -- не хочу ли я быть обвинителем человека? Ах, звери мои, только
одному научился я до сих пор, что человеку нужно его самое злое для
его же лучшего, -- что все самое злое есть его наилучшая сила и самый
твердый камень для наивысшего созидателя; и что человек должен становиться
лучше и злее: Не за то был я пригвожден к древу мучений, что я знаю,
что человек зол, -- но за то, что я кричал, как никто еще не кричал:
"Ах, его самое злое так ничтожно! Ах, его самое лучшее так ничтожно!"
Великое отвращение к человеку -- оно душило меня и заползло мне в глотку;
и то, что предсказывал прорицатель: "Все равно, ничто не вознаграждается,
знание душит".
Долгие сумерки тянулись предо мною, смертельно усталая, пьяная до смерти
печаль, которая говорила, зевая во весь рот: "Вечно возвращается
человек, от которого устал ты, маленький человек" -- так зевала
печаль моя, потягивалась и не могла заснуть.
В пещеру превратилась для меня человеческая земля, ее грудь ввалилась,
все живущее стало для меня человеческой гнилью, костями и развалинами
прошлого.
Мои вздохи сидели на всех человеческих могилах и не могли встать; мои
вздохи и вопросы каркали, давились, грызлись и жаловались день и ночь:
-- "Ах, человек вечно возвращается! Маленький человек вечно возвращается!"
Нагими видел я некогда обоих, самого большого и самого маленького человека:
слишком похожи они друг на друга, -- слишком еще человек даже самый
большой человек!
Слишком мал самый большой! -- Это было отвращение мое к человеку! А
вечное возвращение даже самого маленького человека!
-- Это было неприязнью моей ко всякому существованию! Ах, отвращение!
отвращение! отвращение! -- Так говорил Заратустра, вздыхая и дрожа,
ибо он вспоминал о своей болезни.
Но тут звери его не дали ему продолжать. "Перестань говорить, о
выздоравливающий! -- так отвечали ему звери его. -- Уходи отсюда и иди
туда, где мир ожидает тебя, подобный саду.
Иди к розам, к пчелам и стаям голубей! В особенности же к певчим птицам,
чтобы научиться у них петь!
Ибо пение свойственно выздоравливающим; здоровый же пусть говорит. И
если даже здоровый хочет песен, он хочет других песен, чем выздоравливающий".
-- О вы, проказники и шарманки, замолчите же! -- отвечал Заратустра
и смеялся над речью своих зверей. -- Как хорошо знаете вы, какое утешение
нашел я себе в эти семь дней!
Надо, чтобы снова я пел, -- это утешение и это выздоровление нашел я
себе; не хотите ли вы и из этого тотчас сделать уличную песенку?
-- "Перестань говорить, -- отвечали ему во второй раз звери его,
-- лучше, о выздоравливающий, сделай лиру себе, новую лиру!
Ибо видишь, о Заратустра! Для твоих новых песен нужна новая лира.
Пой и шуми, о Заратустра, врачуй новыми песнями свою душу: чтобы ты
мог нести свою великую судьбу, которая не была еще судьбою ни одного
человека!
Ибо твои звери хорошо знают, о Заратустра, кто ты и кем должен ты стать;
смотри, ты учитель вечного возвращения, -- в этом теперь твое назначение!
Ты должен первым возвестить это учение, -- и как же этой великой судьбе
не быть также и твоей величайшей опасностью и болезнью!
Смотри, мы знаем, чему ты учишь: что все вещи вечно возвращаются и мы
сами вместе с ними и что мы уже существовали бесконечное число раз и
все вещи вместе с нами.
Ты учишь, что существует великий год становления, чудовищно великий
год: он должен, подобно песочным часам, вечно сызнова поворачиваться,
чтобы течь сызнова и опять становиться пустым, так что все эти годы
похожи сами на себя, в большом и малом, -- так что и мы сами, в каждый
великий год, похожи сами на себя, в большом и малом.
И если бы ты захотел умереть теперь, о Заратустра, -- смотри, мы знаем
также, как стал бы ты тогда говорить к самому себе; но звери твои просят
тебя не умирать еще.
Ты стал бы говорить бестрепетно, вздохнув несколько раз от блаженства:
ибо великая тяжесть и уныние были бы сняты с тебя, о самый терпеливый!
"Теперь я умираю и исчезаю, -- сказал бы ты, -- и через мгновение
я буду ничем. Души так же смертны, как и тела.
Но связь причинности, в которую вплетен я, опять возвратится, -- она
опять создаст меня! Я сам принадлежу к причинам вечного возвращения.
Я снова возвращусь с этим солнцем, с этой землею, с этим орлом, с этой
змеею -- не к новой жизни, не к лучшей жизни, не к жизни, похожей на
прежнюю: -- я буду вечно возвращаться к той же самой жизни, в большом
и малом, чтобы снова учить о вечном возвращении всех вещей, -- чтобы
повторять слово о великом полдне земли и человека, чтобы опять возвещать
людям о сверхчеловеке.
Я сказал свое слово, я разбиваюсь о свое слово: так хочет моя вечная
судьба,-- как провозвестник, погибаю я!
Час настал, когда умирающий благословляет самого себя. Так -- кончается
закат Заратустры". --
Сказав это, звери умолкли и ждали, чтобы Заратустра ответил что-нибудь
им; но Заратустра не слышал, что они умолкли. Он лежал тихо, с закрытыми
глазами, как спящий, хотя и не спал: ибо он разговаривал в это время
с своею душой. Змея же и орел, видя его таким молчаливым, почтили великую
тишину вокруг него и удалились осторожно.