ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
О духе тяжести
1
Уста мои -- уста народа: слишком грубо и сердечно говорю я для шелковистых
зайцев. И еще более странным звучит мое слово для всех чернильных рыб
и лисиц пера!
Моя рука -- рука дурня: горе всем столам и стенам и всему, что может
дать место для старанья и для маранья дурня!
Моя нога -- чертово копыто; ею семеню я рысцой чрез камень и пенек,
в поле вдоль и поперек и, как дьявол, радуюсь всякому быстрому бегу.
Мой желудок -- должно быть, желудок орла? Ибо он любит больше всего
мясо ягненка. Но, во всяком случае, он -- желудок птицы.
Вскормленный скудной, невинною пищей, готовый и страстно желающий летать
и улетать -- таков я: разве я немножко не птица!
И особенно потому, что враждебен я духу тяжести, в этом также природа
птицы; и поистине, я враг смертельный, враг заклятый, враг врожденный!
О, куда только не летала и куда только не залетала моя вражда!
Об этом я мог бы спеть песню -- и хочу ее спеть: хотя я один в пустом
доме и должен петь ее для своих собственных ушей.
Есть, конечно, другие певцы, у которых только полный дом делает гортань
их мягкой, руку красноречивой, взор выразительным, сердце бодрым, на
них не похож я.
2
Кто научит однажды людей летать, сдвинет с места все пограничные камни;
все пограничные камни сами взлетят у него на воздух, землю вновь окрестит
он -- именем "легкая".
Птица страус бежит быстрее, чем самая быстрая лошадь, но и она еще тяжело
прячет голову в тяжелую землю; так и человек, не умеющий еще летать.
Тяжелой кажется ему земля и жизнь; так хочет дух тяжести! Но кто хочет
быть легким и птицей, тот должен любить себя самого, -- так учу я.
Конечно, не любовью больных и лихорадочных: ибо у них и собственная
любовь дурно пахнет!
Надо научиться любить себя самого -- так учу я -- любовью цельной и
здоровой: чтобы сносить себя самого и не скитаться всюду.
Такое скитание называется "любовью к ближнему": с помощью
этого слова до сих пор лгали и лицемерили больше всего, и особенно те,
кого весь мир сносил с трудом.
И поистине, это вовсе не заповедь на сегодня и на завтра -- научиться
любить себя. Скорее, из всех искусств это самое тонкое, самое хитрое,
последнее и самое терпеливое.
Ибо для собственника все собственное бывает всегда глубоко зарытым;
и из всех сокровищ собственный клад выкапывается последним -- так устраивает
это дух тяжести.
Почти с колыбели дают уже нам в наследство тяжелые слова и тяжелые ценности:
"добро" и "зло" -- так называется это приданое.
И ради них прощают нам то, что живем мы.
И кроме того, позволяют малым детям приходить к себе, чтобы вовремя
запретить им любить самих себя, -- так устраивает это дух тяжести.
А мы -- мы доверчиво тащим, что дают нам в приданое, на грубых плечах
по суровым горам! И если мы обливаемся потом, нам говорят: "Да,
жизнь тяжело нести!"
Но только человеку тяжело нести себя! Это потому, что тащит он слишком
много чужого на своих плечах. Как верблюд, опускается он на колени и
дает как следует навьючить себя.
Особенно человек сильный и выносливый, способный к глубокому почитанию:
слишком много чужих тяжелых слов и ценностей навьючивает он на себя,
-- и вот жизнь кажется ему пустыней!
И поистине! Даже многое собственное тяжело нести!
Многое внутри человека похоже на устрицу, отвратительную и скользкую,
которую трудно схватить, так что благородная скорлупа с благородными
украшениями должна заступиться за нее. Но и этому искусству надо научиться:
иметь скорлупою прекрасный призрак и мудрое ослепление!
И опять во многом можно ошибиться в человеке, ибо иная скорлупа бывает
ничтожной и печальной и слишком уж скорлупой.
Много скрытой доброты и силы никогда не угадывается: самые драгоценные
лакомства не находят лакомок!
Женщины знают это, самые лакомые; немного тучнее, немного худее -- о,
как часто судьба содержится в столь немногом!
Трудно открыть человека, а себя самого всего труднее; часто лжет дух
о душе. Так устраивает это дух тяжести.
Но тот открыл себя самого, кто говорит: это мое добро и мое зло; этим
заставил он замолчать крота и карлика, который говорит: "Добро
для всех, зло для всех".
Поистине, не люблю я тех, у кого всякая вещь называется хорошей и этот
мир даже наилучшим из миров. Их называю я вседовольными.
Вседовольство, умеющее находить все вкусным, -- это не лучший вкус!
Я уважаю упрямые, разборчивые языки и желудки, которые научились говорить
"я", "да" и "нет".
Но все жевать и переваривать -- это настоящая порода свиньи! Постоянно
говорить И-А -- этому научился только осел и кто брат ему по духу!
Густая желтая и яркая алая краски: их требует мой вкус, примешивающий
кровь во все цвета. Но кто окрашивает дом свой белой краской, обнаруживает
выбеленную душу.
Одни влюблены в мумии, другие -- в призраки; и те и другие одинаково
враждебны всякой плоти и крови -- о, как противны они моему вкусу! Ибо
я люблю кровь.
И там не хочу я жить и обитать, где каждый плюет и плюется: таков мой
вкус -- лучше стал бы я жить среди воров и клятвопреступников. Никто
не носит золота во рту.
Но еще противнее мне все прихлебатели; и самое противное животное, какое
встречал я среди людей, назвал я паразитом: оно не хотело любить и,
однако, хотело жить от любви.
Несчастными называю я всех, у кого один только выбор: сделаться лютым
зверем или лютым укротителем зверей, -- у них не построил бы я шатра
своего.
Несчастными называю я также и тех, кто всегда должен быть на страже,
-- противны они моему вкусу; все эти мытари и торгаши, короли и прочие
охранители страны и лавок.
Поистине, я также основательно научился быть на страже, но только на
страже самого себя. И прежде всего научился я стоять, и ходить, и бегать,
и прыгать, и лазить, и танцевать.
Ибо в том мое учение: кто хочет научиться летать, должен сперва научиться
стоять, и ходить, и бегать, и лазить, и танцевать, -- нельзя сразу научиться
летать!
По веревочной лестнице научился я влезать во многие окна, проворно влезал
я на высокие мачты: сидеть на высоких мачтах познания казалось мне немалым
блаженством, гореть малым огнем на высоких мачтах: хотя малым огнем,
но большим утешением для севших на мель корабельщиков и для потерпевших
кораблекрушение!
Многими путями и способами дошел я до моей истины: не по одной лестнице
поднимался я на высоту, откуда взор мой устремлялся в мою даль.
И всегда неохотно спрашивал я о дорогах -- это всегда было противно
моему вкусу! Я лучше сам вопрошал и испытывал дороги.
Испытывать и вопрошать было всем моим хождением и поистине, даже отвечать
надо научиться на этот вопрос!
Но таков -- мой вкус: -- ни хороший, ни дурной, но мой вкус, которого
я не стыжусь и не прячу.
"Это -- теперь мой путь, -- а где же ваш?" -- так отвечал
я тем, кто спрашивал меня о "пути". Ибо пути вообще не существует!
Так говорил Заратустра.