ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Об отступниках
1
Ах, все уже поблекло и отцвело, что еще недавно зеленело и пестрело
на этом лугу! И сколько меду надежды уносил я отсюда в свои улья!
Все эти юные сердца уже состарились -- и даже не состарились! только
устали, опошлились и успокоились: они называют это "мы опять стали
набожны".
Еще недавно видел я их спозаранку выбегающими на смелых ногах; но их
ноги познания устали, и теперь бранят они даже свою утреннюю смелость!
Поистине, многие из них когда-то поднимали свои ноги, как танцоры, их
манил смех в моей мудрости, -- потом они одумались.
Только что видел я их согбенными -- ползущими ко кресту.
Вокруг света и свободы когда-то порхали они, как мотыльки и юные поэты!
Немного взрослее, немного мерзлее -- и вот они уже нетопыри и проныры
и печные лежебоки.
Не потому ли поникло сердце их, что, как кит, поглотило меня одиночество?
Быть может, долго, с тоскою, тщетно прислушивалось их ухо к призыву
труб моих и моих герольдов?
-- Ах! Всегда было мало таких, чье сердце надолго сохраняет терпеливость
и задор; у таких даже дух остается выносливым. Остальные малодушны.
Остальные -- это всегда большинство, вседневность, излишек, многое множество
-- все они малодушны.
Кто подобен мне, тому встретятся на пути переживания, подобные моим,
-- так что его первыми товарищами будут трупы и скоморохи.
Его вторыми товарищами -- те, кто назовут себя верующими в него: живая
толпа, много любви, много безумия, много безбородого почитания.
Но к этим верующим не должен привязывать своего сердца тот, кто подобен
мне среди людей; в эти весны и пестрые луга не должен верить тот, кто
знает род человеческий, непостоянный и малодушный!
Если бы могли они быть иными, они и хотели бы иначе. Все половинчатое
портит целое. Что листья блекнут, -- на что тут жаловаться!
Оставь их лететь и падать, о Заратустра, и не жалуйся!
Лучше подуй на них шумящими ветрами, подуй на эти листья, о Заратустра,
чтобы все увядшее скорей улетело от тебя!
2
"Мы опять стали набожны" -- так признаются эти отступники;
и многие из них еще слишком малодушны, чтобы признаться в этом.
Им смотрю я в глаза, -- им говорю я в лицо и в румянец их щек: вы те,
что снова молитесь!
Но это позор -- молиться! Не для всех, а для тебя, и для меня, и для
тех, у кого в голове есть совесть. Для тебя это позор -- молиться!
Ты знаешь хорошо: твой малодушный демон, сидящий в тебе, охотно складывающий
руки и опускающий их на колени и любящий удобства, -- этот малодушный
демон говорит тебе: есть Бог!"
Но потому и принадлежишь ты к роду боящихся света, к тем, кому свет
не дает покоя; теперь должен ты с каждым днем все глубже засовывать
голову свою в ночь и чад!
И поистине, ты хорошо выбрал час: ибо теперь вновь начинают вылетать
ночные птицы. Час настал для всех боящихся света, час отдыха, когда
они -- не "отдыхают".
Я слышу и чую: настал их час для охоты и торжественных шествий, не для
дикой охоты, а для домашней, пустячной и вынюхивающей охоты людей тихо
ступающих и тихо молящихся, -- для охоты на чувствительных ханжей: все
мышеловки для сердец теперь опять расставлены! И где ни поднимаю я завесы,
отовсюду вылетает ночная бабочка.
Не сидела ли она, спрятавшись вместе с другой ночной бабочкой? Ибо всюду
чую я присутствие маленьких скрытых общин; а где есть приюты, там есть
новые богомольцы и смрад от богомольцев.
Они сидят по целым вечерам друг у друга и говорят: "Будем опять
как малые дети и станем взывать к милосердному Богу!" -- устами
и желудком, которые испорчены набожными кондитерами.
Или они смотрят долгими вечерами на хитрого, подстерегающего паука-крестовика,
который сам проповедует мудрость паукам и так учит их: "Под крестами
хорошо ткать паутину!"
Или они сидят целыми днями с удочками у болота и оттого мнят себя глубокими,
но кто удит там, где нет рыбы, того не назову я даже поверхностным!
Или они с благочестивой радостью учатся играть на гуслях у песнопевца,
который не прочь вгусляриться в сердца молодых бабенок, -- ибо устал
он от старых баб и их похвал.
Или они поучаются страху у полусумасшедшего ученого, ожидающего в темных
комнатах появления духов, -- тогда как дух совсем убегает от него!
Или прислушиваются к старому бурчащему-урчащему бродяге-дудочнику, который
научился у унылых ветров унылости звуков; теперь вторит он ветру и в
унылых звуках проповедует уныние.
А иные из них сделались даже ночными сторожами: они научились теперь
трубить в рог, делать ночной обход и будить старье, давно уже уснувшее.
Пять слов из старья слышал я вчера ночью у садовой стены: они исходили
от этих старых ночных сторожей, унылых и сухих.
"Для отца он недостаточно заботится о своих детях: человеческие
отцы делают это лучше!" --
"Он слишком стар! Он уже совсем перестал заботиться о своих детях"
-- так отвечал другой ночной сторож.
"Разве у него есть дети? Никто не может этого доказать, если он
сам не докажет! Мне давно хотелось, чтобы он однажды основательно доказал
это".
"Доказал? Как будто он когда-нибудь что-нибудь доказывал! Доказательства
ему трудно даются; он придает больше значения тому, чтобы ему верили".
"Да! да! Вера делает его блаженным, вера в него. Такова привычка
старых людей! То же будет и с нами!" --
-- Так говорили между собой два старых ночных сторожа и пугала света
и затем уныло трубили в свой рог: это происходило вчера ночью у садовой
стены.
У меня же сердце надрывалось со смеху, оно хотело вырваться и не знало,
куда? и надорвало себе живот.
Поистине, я умру оттого -- что задохнусь со смеху, глядя на пьяных ослов
и слушая ночных сторожей, сомневающихся в Боге.
Разве не прошло давным-давно время для всех подобных сомнений? Кто стал
бы еще будить давно уснувшее старье, страдающее светобоязнью!
Уже давным-давно пришел конец старым богам, -- и поистине, у них был
хороший, веселый божественный конец!
Они не "засумерились" до смерти, -- об этом, конечно, лгут!
Напротив: однажды они сами засмеяли себя -- до смерти!
Это случилось, когда самое безбожное слово было произнесено одним богом
-- слово: -- "Бог един! У тебя не должно быть иного Бога, кроме
меня!" -- старая борода, сердитый и ревнивый Бог до такой степени
забылся: И все боги смеялись тогда, качаясь на своих тронах, и восклицали:
"Разве не в том божественность, что существуют боги, а не Бог!"
Имеющий уши да слышит. -- Так говорил Заратустра в городе, который любил
он и который прозывался: "Пестрая корова". Отсюда оставалось
ему всего два дня пути, чтобы быть опять в своей пещере и у своих зверей;
и душа его непрестанно радовалась близости возвращения.