ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Перед восходом солнца
О небо надо мной, чистое! Глубокое! Бездна света! Взирая на тебя,
я трепещу от божественных порывов.
Броситься в твою высоту -- в этом моя глубина!
Укрыться в твоей чистоте -- в этом моя невинность!
Бога скрывает красота его -- так и ты скрываешь свои звезды. Ты безмолвствуешь
-- так вещаешь ты мне свою мудрость.
Безмолвно над бушующим морем поднялось ты сегодня, твоя любовь и твоя
стыдливость открываются моей бушующей душе.
В том, что пришло ты ко мне, прекрасное, скрытое в своей красоте, что
безмолвно говоришь ты мне, открываясь в своей мудрости: О, неужели не
угадал бы я всей стыдливости твоей души!
Перед восходом солнца пришло ты ко мне, самому одинокому.
Мы друзья с тобою изначала: у нас едины скорбь, и страх, и дно; даже
солнце у нас общее.
Мы не говорим друг с другом, ибо знаем слишком многое: мы безмолвствуем,
мы улыбками сообщаем друг другу наше знание.
Не свет ли ты моего пламени? Не живет ли в тебе душа -- сестричка моего
понимания?
Вместе учились мы всему; вместе учились мы подниматься над собою к себе
самим и безоблачно улыбаться: безоблачно улыбаться вниз, светлыми очами
и из огромной дали, в то время как под нами струятся, как дождь, насилие,
и цель, и вина.
И если блуждал я один, -- чего алкала душа моя по ночам и на тропинках
заблуждения? И если поднимался я на горы, кого, как не тебя, искал я
на горах?
И все мои странствования и восхождения на горы -- разве не были они
лишь необходимостью, чтобы помочь неумелому; лететь только хочет вся
воля моя, лететь до тебя!
И кого ненавидел я более, как не ползущие облака и все, что пятнает
тебя? И даже свою собственную ненависть ненавидел я, потому что она
пятнала тебя!
Ползущие облака ненавижу я, этих крадущихся хищных кошек: они отнимают
у тебя и у меня, что есть у нас общего, -- огромное, безграничное Да
и Аминь!
Мы ненавидим ползущие облака, этих посредников и смесителей -- этих
половинчатых, которые не научились ни благословлять, ни проклинать от
всего сердца.
Лучше буду я сидеть в бочке под закрытым небом или в бездне без неба,
чем видеть тебя, ясное небо, запятнанным ползущими облаками!
И часто хотелось мне их скрепить зубчатыми золотыми проволоками молний,
чтобы мог я, подобно грому, барабанить по вздутому животу их: гневно
барабанить, ибо они крадут у меня твое Да и Аминь, ты, небо чистое надо
мною! Светлое! Ты бездна света! -- ибо они крадут у тебя мое Да и Аминь!
Ибо легче мне переносить шум, и гром, и проклятие непогоды, чем это
осторожное, нерешительное кошачье спокойствие; и даже среди людей ненавижу
я всего больше всех тихонько ступающих, половинчатых и неопределенных,
нерешительных, медлительных, как ползущие облака.
И "кто не может благословлять, должен научиться проклинать!"
-- это ясное наставление упало мне с ясного неба, эта звезда блестит
даже в темные ночи на моем небе.
Но я благословляю и утверждаю, если только ты окружаешь меня, ты, чистое!
Ясное! Ты, бездна света! -- во все бездны несу я тогда свое благословляющее
утверждение.
Я стал благословляющим и утверждающим: я долго боролся и был борцом,
чтобы иметь наконец руки свободными для благословения.
И вот мое благословение: над каждою вещью быть ее собственным небом,
ее круглым куполом, ее лазурным колоколом и вечным спокойствием -- и
блажен, кто так благословляет!
Ибо все вещи крещены у родника вечности и по ту сторону добра и зла;
а добро и зло суть только бегущие тени, влажная скорбь и ползущие облака.
Поистине, это благословение, а не хула, когда я учу: "над всеми
вещами стоит небо-случай, небо-невинность, небо-неожиданность, небо-задор".
"Случай" -- это самая древняя аристократия мира, ее возвратил
я всем вещам, я избавил их от подчинения цели.
Эту свободу и эту безоблачность неба поставил я, как лазурный колокол,
над всеми вещами, когда я учил, что над ними и через них никакая "вечная
воля" -- не хочет.
Это дерзновение и это безумие поставил я на место той воли, когда я
учил: "Всюду одно невозможно -- разумный смысл!"
Хотя немного разума, семя мудрости рассеяно от звезды до звезды, эта
закваска примешана ко всем вещам: из-за безумия примешана мудрость ко
всем вещам!
Немного мудрости еще возможно; но эту блаженную уверенность находил
я во всех вещах: они предпочитают танцевать -- на ногах случая.
О небо надо мною, ты, чистое! Высокое! Теперь для меня в том твоя чистота,
что нет вечного паука-разума и паутины его: -- что ты место танцев для
божественных случаев, что ты божественный стол для божественных игральных
костей и играющих в них! --
Но ты краснеешь? Не сказал ли я того, чего нельзя высказывать? Не произнес
ли я хулы, желая благословить тебя?
Или покраснело ты от стыда, что находимся мы вдвоем? -- Не приказываешь
ли ты мне удалиться и замолчать, ибо теперь -- день приближается?
Мир так глубок, как день помыслить бы не смог. Не все дерзает говорить
перед лицом дня. Но день приближается -- и мы должны теперь расстаться!
О небо надо мною, ты, стыдливое! Пылающее! О ты, мое счастье перед восходом
солнца! День приближается -- и мы должны теперь расстаться! --
Так говорил Заратустра.