ЧАСТЬ ВТОРАЯ
О непорочном познании
Когда вчера взошел месяц, я думал, что он хочет родить солнце: так
широко, как роженица, лежал он на горизонте.
Но он обманул меня своей беременностью; и скорее еще я поверю, что месяц
-- мужчина, чем что он -- женщина.
Конечно, мало похож на мужчину этот застенчивый полуночник. Поистине,
с нечистой совестью бродит он по крышам.
Ибо полон он похоти и ревности, этот монах в месяце, падок он до земли
и всех радостей влюбленных.
Нет, я не люблю его, этого кота на крышах! Противны мне все, кто подкрадывается
к полузакрытым окнам!
Набожно и молча бродит он по звездным коврам; но я не люблю мужских
ног, ступающих тихо, на которых не звенят даже шпоры.
Праведна поступь любого правдивца; но кошка ходит по земле, крадучись.
Взгляни, по-кошачьи восходит луна и нечестно.
Это сравнение прилагаю я к вам, чувствительные лицемеры, к вам, ищущим
"чистого познания"! Вас называю я -- сластолюбцами!
Вы также любите землю и земное -- я хорошо разгадал нас! -- но стыд
в вашей любви и нечистая совесть, -- вы похожи на луну!
В презрении к земному убежден ваш дух, но не ваше нутро; а оно сильнейшее
в вас!
И теперь стыдится ваш дух, что он угождает вашему нутру, и крадется
путями лжи и обмана, чтобы не встретиться со своим собственным стыдом.
"Для меня было бы высшим счастьем -- так говорит себе ваш пролгавшийся
дух, -- смотреть на жизнь без вожделений, а не как собака, с высунутым
языком; Быть счастливым в созерцании, с умершей волею, без приступов
и алчности себялюбия, -- холодным и серым всем телом, но с пьяными глазами
месяца!
Для меня было бы лучшей долею -- так соблазняет самого себя соблазненный,
-- любить землю, как любит ее месяц, и только одними глазами прикасаться
к красоте ее.
И я называю непорочным познание всех вещей, когда я ничего не хочу от
них, как только лежать перед ними, подобно зеркалу с сотнею глаз".
-- О вы, чувствительные лицемеры, вы, сластолюбцы! Вам недостает невинности
в вожделении; и вот почему клевещете вы на вожделение!
Поистине, не как созидающие, производящие и радующиеся становлению любите
вы землю!
Где есть невинность? Там, где есть воля к зачатию. И кто хочет созидать
дальше себя, у того для меня самая чистая воля.
Где есть красота? Там, где я должен хотеть всею волею; где хочу я любить
и погибнуть, чтобы образ не остался только образом.
Любить и погибнуть -- это согласуется от вечности. Хотеть любви -- это
значит хотеть также смерти. Так говорю я вам, малодушные!
Но вот же хочет ваше скопческое косоглазие называться "созерцанием"!
А к чему можно прикоснуться трусливым глазом, должно быть окрещено именем
"прекрасного"! О вы, осквернители благородных имен!
Но в том проклятие ваше, вы, незапятнанные, вы, ищущие чистого познания,
что никогда не родите вы, хотя бы широко, как роженица, и лежали вы
на горизонте!
И поистине, ваши уста полны благородных слов; и мы должны верить, что
и сердце ваше переполнено, вы, лжецы?
Но мои слова -- слова невзрачные, презрительные и простые; и я люблю
подбирать то, что на ваших пиршествах падает под стол.
Все-таки я могу сказать истину им -- лицемерам! Да, мои рыбьи косточки,
раковины и колючие листья должны -- щекотать носы лицемерам!
Дурной запах всегда вокруг вас и ваших пиршеств: ибо ваши похотливые
мысли, ваша ложь и притворство висят в воздухе!
Рискните же сперва поверить самим себе -- себе и своему нутру! Кто не
верит себе самому, всегда лжет.
Личиною Бога прикрылись вы перед самими собой, вы, "чистые":
в личине Бога укрылся ужасный кольчатый червь ваш.
Поистине, вы обманываете, вы, "созерцающие"! Даже Заратустра
был некогда обманут божественной пленкой вашей; не угадал он, какими
змеиными кольцами была набита она.
Душу Бога мечтал я некогда видеть играющей в ваших играх, вы, ищущие
чистого познания! О лучшем искусстве не мечтал я никогда, чем ваши искусства!
Нечисть змеиную, и дурной запах скрывала от меня даль, и что хитрость
ящерицы похотливо ползала здесь.
Но я подошел к вам ближе: тогда наступил для меня день -- и теперь наступает
он для вас, -- кончились похождения месяца!
Взгляните на него! Застигнутый, бледный стоит он -- пред утренней зарею!
Ибо оно уже близко, огненное светило, -- его любовь приближается к земле!
Невинность и жажда творца -- вот любовь всякого солнца!
Смотрите же на него, как оно нетерпеливо подымается над морем! Разве
вы не чувствуете жадного, горячего дыхания любви его?
Морем хочет упиться оно и впивать глубину его к себе на высоту -- и
тысячью грудей поднимается к нему страстное море.
Ибо оно хочет, чтобы солнце целовало его и упивалось им; оно хочет стать
воздухом, и высотою, и стезею света, и самим светом!
Поистине, подобно солнцу, люблю я жизнь и все глубокие моря.
И для меня в том познание, чтобы все глубокое поднялось -- на мою высоту!
--
Так говорил Заратустра.