ЧАСТЬ ВТОРАЯ
О самопреодолении
"Волею к истине" называете вы, мудрейшие, то, что движет
вами и возбуждает вас?
Волею к мыслимости всего сущего -- так называю я вашу волю!
Все сущее хотите вы сделать сперва мыслимым: ибо вы сомневаетесь с добрым
недоверием, мыслимо ли оно.
Но оно должно подчиняться и покоряться вам! Так водит ваша воля. Гладким
должно стать оно и подвластным духу, как его зеркало и отражение в нем.
В этом вся ваша воля, вы, мудрейшие, как воля к власти, и даже когда
вы говорите о добре и зле и об оценках ценностей.
Создать хотите вы еще мир, перед которым вы могли бы преклонить колена,
-- такова ваша последняя надежда и опьянение.
Но немудрые, народ, -- они подобны реке, по которой плывет челнок, --
и в челноке сидят торжественные и переряженные оценки ценностей.
Вашу волю и ваши ценности спустили вы на реку становления; старая воля
к власти брезжит мне в том, во что верит народ как в добро и зло.
То были вы, мудрейшие, кто посадил таких гостей в этот челнок и дал
им блеск и гордые имена, -- вы и ваша господствующая воля!
Дальше несет теперь река ваш челнок: она должна его нести. Что за беда,
если пенится разбитая волна и гневно противится килю!
Не река является вашей опасностью и концом вашего добра и зла, вы, мудрейшие,
-- но сама эта воля, воля к власти неистощимая, творящая воля к жизни.
Но чтобы поняли вы мое слово о добре и зле, я скажу вам еще свое слово
о жизни и свойстве всего живого.
Все живое проследил я, я прошел великими и малыми путями, чтобы познать
его свойство.
Стогранным зеркалом ловил я взор жизни, когда уста ее молчали, -- дабы
ее взор говорил мне. И ее взор говорил мне.
Но где бы ни находил я живое, везде слышал я и речь о послушании. Все
живое есть нечто повинующееся.
И вот второе: тому повелевают, кто не может повиноваться самому себе.
Таково свойство всего живого.
Но вот третье, что я слышал: повелевать труднее, чем повиноваться. И
не потому только, что повелевающий несет бремя всех повинующихся и что
легко может это бремя раздавить его: Попыткой и дерзновением казалось
мне всякое повелевание, и, повелевая, живущий всегда рискует самим собою.
И даже когда он повелевает самому себе -- он должен еще искупить свое
повеление. Своего собственного закона должен он стать судьей, и мстителем,
и жертвой.
Но как же происходит это? -- так спрашивал я себя. Что побуждает все
живое повиноваться и повелевать и, повелевая, быть еще повинующимся?
Слушайте же мое слово, вы, мудрейшие. Удостоверьтесь серьезно, проник
ли я в сердце жизни и до самых корней ее сердца!
Везде, где находил я живое, находил я и волю к власти; и даже в воле
служащего находил я волю быть господином.
Чтобы сильнейшему служил более слабый -- к этому побуждает его воля
его, которая хочет быть господином над еще более слабым: лишь без этой
радости не может он обойтись.
И как меньший отдает себя большему, чтобы тот радовался и власть имел
над меньшим, -- так приносит себя в жертву и больший и из-за власти
ставит на доску -- жизнь свою.
В том и жертва великого, чтобы было в нем дерзновение, и опасность,
и игра в кости насмерть.
А где есть жертва, и служение, и взоры любви, там есть и воля быть господином.
Крадучись, вкрадывается слабейший в крепость и в самое сердце сильнейшего
-- и крадет власть у него.
И вот какую тайну поведала мне сама жизнь. "Смотри, -- говорила
она, -- я всегда должна преодолевать самое себя.
Конечно, вы называете это волей к творению или стремлением к цели, к
высшему, дальнему, более сложному -- но все это образует единую тайну:
Лучше погибну я, чем отрекусь от этого; и поистине, где есть закат и
опадение листьев, там жизнь жертвует собою -- из-за власти!
Мне надо быть борьбою, и становлением, и целью, и противоречием целей;
ах, кто угадывает мою волю, угадывает также, какими кривыми путями она
должна идти!
Что бы ни создавала я и как бы ни любила я созданное -- скоро должна
я стать противницей ему и моей любви: так хочет моя воля.
И даже ты, познающий, ты только тропа и след моей воли: поистине, моя
воля к власти ходит по следам твоей воли к истине!
Конечно, не попал в истину тот, кто запустил в нее словом о "воле
к существованию"; такой воли -- не существует!
Ибо то, чего нет, не может хотеть; а что существует, как могло бы оно
еще хотеть существования!
Только там, где есть жизнь, есть и воля; но это не воля к жизни, но
-- так учу я тебя -- воля к власти!
Многое ценится живущим выше, чем сама жизнь; но и в самой оценке говорит
-- воля к власти!" -- Так учила меня некогда жизнь, и отсюда разрешаю
я, вы, мудрейшие, также и загадку вашего сердца.
Поистине, я говорю вам: добра и зла, которые были бы непреходящими,
-- не существует! Из себя должны они все снова и снова преодолевать
самих себя.
При помощи ваших ценностей и слов о добре и зле совершаете вы насилие,
вы, ценители ценностей; и в этом ваша скрытая любовь, и блеск, и трепет,
и порыв вашей души.
Но еще большее насилие и новое преодоление растет из ваших ценностей:
об них разбивается яйцо и скорлупа его.
И кто должен быть творцом в добре и зле, поистине, тот должен быть сперва
разрушителем, разбивающим ценности.
Так принадлежит высшее зло к высшему благу; а это благо есть творческое.
-- Будем же говорить только о нем, вы, мудрейшие, хотя и это дурно.
Но молчание еще хуже; все замолчанные истины становятся ядовитыми.
И пусть разобьется все, что может разбиться об наши истины! Сколько
домов предстоит еще воздвигнуть! -- Так говорил Заратустра.