ЧАСТЬ ВТОРАЯ
О тарантулах
Взгляни, вот яма тарантула! Не хочешь ли ты посмотреть на него самого?
Вот висит его сеть -- тронь, чтобы она задрожала.
Вот идет он добровольно: здравствуй, тарантул! Черным сидит на твоей
спине твой треугольник и примета; и я знаю также, что сидит в твоей
душе.
Мщение сидит в твоей душе: куда ты укусишь, там вырастает черный струп;
мщением заставляет твой яд кружиться душу!
Так говорю я вам в символе, вы, проповедники равенства, заставляющие
кружиться души! Тарантулы вы для меня и скрытые мстители!
Но я выведу ваши притоны на свет; поэтому и смеюсь я вам в лицо своим
смехом высоты.
Поэтому и рву я вашу сеть, чтобы ярость ваша выманила вас из вашей пещеры
лжи и чтобы месть ваша выскочила из-за вашего слова "справедливость".
Ибо, да будет человек избавлен от мести -- вот для меня мост, ведущий
к высшей надежде, и радужное небо после долгих гроз.
Но другого, конечно, хотят тарантулы. "По-нашему, справедливость
будет именно в том, чтобы мир был полон грозами нашего мщения"
-- так говорят они между собою.
"Мщению и позору хотим мы предать всех, кто не подобен нам"
-- так клянутся сердца тарантулов. И еще: "Воля к равенству --
вот что должно стать отныне именем для добродетели; и против всего власть
имущего поднимаем мы свой крик!"
Проповедники равенства! Бессильное безумие тирана вопиет в вас о "равенстве":
так скрывается ваше сокровенное желание тирании за словами о добродетели!
Истосковавшийся мрак, скрытая зависть, быть может, мрак и зависть ваших
отцов -- вот что прорывается в вас безумным пламенем мести.
То, о чем молчал отец, начинает говорить в сыне; и часто находил я в
сыне обнаженную тайну отца.
На вдохновенных похожи они; но не сердце вдохновляет их -- а месть.
И если они становятся утонченными и холодными, это не ум, а зависть
делает их утонченными и холодными.
Их зависть приводит их даже на путь мыслителей; и в том отличительная
черта их зависти, что всегда идут они слишком далеко; так что их усталость
должна в конце концов засыпать на снегу.
В каждой жалобе их звучит мщение, в каждой похвале их есть желание причинить
страдание; и быть судьями кажется им блаженством.
Но я советую вам, друзья мои: не доверяйте никому, в ком сильно стремление
наказывать!
Это -- народ плохого сорта и происхождения; на их лицах виден палач
и ищейка.
Не доверяйте всем тем, кто много говорят о своей справедливости! Поистине,
их душам недостает не одного только меду.
И если они сами себя называют "добрыми и праведными", не забывайте,
что им недостает только -- власти, чтобы стать фарисеями!
Друзья мои, я не хочу, чтобы меня смешивали или ставили наравне с ними.
Есть такие, что проповедуют мое учение о жизни -- и в то же время они
проповедники равенства и тарантулы. Они говорят в пользу жизни, эти
ядовитые пауки, хотя они сидят в своих пещерах, отвернувшись от жизни:
ибо этим они хотят причинять страдание. Этим они хотят причинять страдание
всем, у кого теперь власть: ибо у этих преобладает еще проповедь смерти.
Будь иначе, и тарантулы учили бы иначе: ибо они некогда были худшими
клеветниками на мир и сожигателями еретиков.
Я не хочу, чтобы меня смешивали или ставили наравне с этими проповедниками
равенства. Ибо так говорит ко мне справедливость: "люди не равны".
И они не должны быть равны! Чем была бы моя любовь к сверхчеловеку,
если бы я говорил иначе?
Пусть по тысяче мостов и тропинок стремятся они к будущему и пусть между
ними будет все больше войны и неравенства: так заставляет меня говорить
моя великая любовь!
Изобретателями образов и призраков должны они стать во время вражды
своей, и этими образами и призраками должны они сразиться в последней
борьбе!
Добрый и злой, богатый и бедный, высокий и низкий, и все имена ценностей:
все должно быть оружием и кричащим символом и указывать, что жизнь должна
всегда сызнова преодолевать самое себя!
Ввысь хочет она воздвигаться с помощью столбов и ступеней, сама жизнь:
дальние горизонты хочет она изведать и смотреть на блаженные красоты,
-- для этого ей нужна высота!
И так как ей нужна высота, то ей нужны ступени и противоречия ступеней
и поднимающихся по ним! Подниматься хочет жизнь и, поднимаясь, преодолевать
себя.
И посмотрите, друзья мои! Здесь, где пещера тарантула, высятся развалины
древнего храма, -- посмотрите на них просветленными глазами!
Поистине, тот, кто некогда здесь, в камне, воздвигал свои мысли вверх,
знал о тайне всякой жизни наравне с мудрейшим из людей!
Что даже в красоте есть борьба, и неравенство, и война, и власть, и
чрезмерная власть, -- этому учит он нас здесь с помощью самого ясного
символа.
Как божественно преломляются здесь, в борьбе, своды и дуги; как светом
и тенью они устремляются друг против друга, божественно стремительные,
-- Так же уверенно и прекрасно будем врагами и мы, друзья мои! Божественно
устремимся мы друг против друга! -- Горе! Тут укусил меня самого тарантул,
мой старый враг! Божественно уверенно и прекрасно укусил он меня в палец!
"Должны быть наказание и справедливость -- так думает он, -- ведь
недаром же ему петь здесь гимны в честь вражды!"
Да, он отомстил за себя! И, горе! теперь мщением заставит он кружиться
и мою душу!
Но чтобы не стал я кружиться, друзья мои, привяжите меня покрепче к
этому столбу! Уж лучше хочу я быть столпником, чем вихрем мщения!
Поистине, не вихрь и не смерч Заратустра; а если он и танцор, то никак
не танцор тарантеллы! --
Так говорил Заратустра.