ЧАСТЬ ВТОРАЯ
На блаженных островах
Плоды падают со смоковниц, они сочны и сладки; и пока они падают,
сдирается красная кожица их. Я северный ветер для спелых плодов.
Так, подобно плодам смоковницы, падают к вам эти наставления, друзья
мои; теперь пейте их сок и ешьте их сладкое мясо! Осень вокруг нас,
и чистое небо, и время после полудня.
Посмотрите, какое обилие вокруг нас! И среди этого преизбытка хорошо
смотреть на дальние моря.
Некогда говорили: Бог, -- когда смотрели на дальние моря; но теперь
учил я вас говорить: сверхчеловек.
Бог есть предположение, но я хочу, чтобы ваше предположение простиралось
не дальше, чем ваша созидающая воля.
Могли бы вы создать Бога? -- Так не говорите же мне о всяких богах!
Но вы несомненно могли бы создать сверхчеловека.
Быть может, не вы сами, братья мои! Но вы могли бы пересоздать себя
в отцов и предков сверхчеловека; и пусть это будет вашим лучшим созданием!
Бог есть предположение; но я хочу, чтобы ваше предположение было ограничено
рамками мыслимого.
Могли бы вы мыслить Бога? -- Но пусть это означает для вас волю к истине,
чтобы все превратилось в человечески мыслимое, человечески видимое,
человечески чувствуемое! Ваши
собственные чувства должны вы продумать до конца!
И то, что называли вы миром, должно сперва быть создано вами: ваш разум,
ваш образ, ваша воля, ваша любовь должны стать им! И поистине, для вашего
блаженства, вы, познающие!
И как могли бы вы выносить жизнь без этой надежды, вы, познающие? Вы
не должны быть единородны с непостижимым и неразумным.
Но я хочу совсем открыть вам свое сердце, друзья мои: если бы существовали
боги, как удержался бы я, чтобы не быть богом! Следовательно, нет богов.
Правда, я сделал этот вывод; но теперь он выводит меня.
Бог есть предположение; но кто испил бы всю муку этого предположения
и не умер бы? Неужели нужно у созидающего отнять его веру и у орла его
парение в доступной орлам высоте?
Бог есть мысль, которая делает все прямое кривым и все, что стоит, вращающимся.
Как? Время исчезло бы, и все преходящее оказалось бы только ложью?
Мыслить подобное -- это вихрь и вертячка для костей человеческих и тошнота
для желудка; поистине, предположить нечто подобное называю я болезнью
верчения.
Злым и враждебным человеку называю я все это учение о едином, полном,
неподвижном, сытом и непреходящем!
Все непреходящее есть только символ! И поэты слишком много лгут. --
Но о времени и становлении должны говорить лучшие символы: хвалой должны
они быть и оправданием всего, что преходит!
Созидать -- это великое избавление от страдания и облегчение жизни.
Но чтобы быть созидающим, надо подвергнуться страданиям и многим превращениям.
Да, много горького умирания должно быть в вашей жизни, вы, созидающие.
Так будьте вы ходатаями и оправдателями всего, что преходит.
Чтобы сам созидающий стал новорожденным, -- для этого должен он хотеть
быть роженицей и пережить родильные муки.
Поистине, через сотни душ шел я своею дорогою, через сотни колыбелей
и родильных мук. Уже много раз я прощался, я знаю последние, разбивающие
сердце часы.
Но так хочет моя созидающая воля, моя судьба. Или, говоря вам откровеннее:
такой именно судьбы -- водит моя воля.
Все чувствующее страдает во мне и находится в темнице; но моя воля всегда
приходит ко мне как освободительница и вестница радости.
Воля освобождает: таково истинное учение о воле и свободе -- ему учит
вас Заратустра.
Не хотеть больше, не ценить больше и не созидать больше!
ах, пусть эта великая усталость навсегда останется от меня далекой!
Даже в познании чувствую я только радость рождения и радость становления
моей воли; и если есть невинность в моем познании, то потому, что есть
в нем воля к рождению.
Прочь от Бога и богов тянула меня эта воля; и что осталось бы созидать,
если бы боги -- существовали!
Но всегда к человеку влечет меня сызнова пламенная воля моя к созиданию;
так устремляется молот на камень.
Ах, люди, в камне дремлет для меня образ, образ моих образов! Ах, он
должен дремать в самом твердом, самом безобразном камне!
Теперь дико устремляется мой молот на свою тюрьму. От камня летят куски;
какое мне дело до этого?
Завершить хочу я этот образ: ибо тень подошла ко мне -- самая молчаливая,
самая легкая приблизилась ко мне!
Красота сверхчеловека приблизилась ко мне, как тень. Ах, братья мои!
Что мне теперь -- до богов!
Так говорил Заратустра.