ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
РЕЧИ ЗАРАТУСТРЫ
О дарящей добродетели
1
Когда Заратустра простился с городом, который любило сердце его и
имя которого было "Пестрая корова", последовали за ним многие,
называвшие себя его учениками, и составили свиту его. И так дошли они
до перекрестка; тогда Заратустра сказал им, что дальше он хочет идти
один: ибо он любил ходить в одиночестве. Но ученики его на прощанье
подали ему посох, на золотой ручке которого была змея, обвившаяся вокруг
солнца.
Заратустра обрадовался посоху и оперся на него; потом он так говорил
к своим ученикам:
-- Скажите же мне: как достигло золото высшей ценности?
Тем, что оно необыкновенно и бесполезно, блестяще и кротко в своем блеске;
оно всегда дарит себя.
Только как символ высшей добродетели достигло золото высшей ценности.
Как золото, светится взор у дарящего. Блеск золота заключает мир между
луною и солнцем.
Необыкновенна и бесполезна высшая добродетель, блестяща и кротка она
в своем блеске: дарящая добродетель есть высшая добродетель.
Поистине, я угадываю вас, ученики мои: вы стремитесь, подобно мне, к
дарящей добродетели. Что у вас общего с кошками и волками?
Ваша жажда в том, чтобы самим стать жертвою и даянием; потому вы и жаждете
собрать все богатства в своей душе.
Ненасытно стремится ваша душа к сокровищам и всему драгоценному, ибо
ненасытна ваша добродетель в желании дарить.
Вы принуждаете все вещи приблизиться к вам и войти в вас, чтобы обратно
изливались они из вашего родника, как дары вашей любви.
Поистине, в грабителя всех ценностей должна обратиться такая дарящая
любовь; но здоровым и священным называю я это себялюбие. --
Есть другое себялюбие, чересчур бедное и голодающее, которое всегда
хочет красть, -- себялюбие больных, больное себялюбие.
Воровским глазом смотрит оно на все блестящее; алчностью голода измеряет
оно того, кто может богато есть; и всегда ползает оно вокруг стола дарящих.
Болезнь и невидимое вырождение говорят в этой алчности; о чахлом теле
говорит воровская алчность этого эгоизма.
Скажите мне, братья мои: что считается у нас худым и наихудшим? Не есть
ли это вырождение? -- И мы угадываем всегда вырождение там, где нет
дарящей души.
Вверх идет наш путь, от рода к другому роду, более высокому. Но ужасом
является для нас вырождающееся чувство, которое говорит: "все для
меня".
Вверх летит наше чувство: ибо оно есть символ нашего тела, символ возвышения.
Символ этих возвышений суть имена добродетелей.
Так проходит тело через историю, становящееся и борющееся.
А дух -- что он для тела? Глашатай его битв и побед, товарищ и отголосок.
Символы все -- имена добра и зла: они ничего не выражают, они только
подмигивают. Безумец тот, кто требует знания от них.
Будьте внимательны, братья мои, к каждому часу, когда ваш дух хочет
говорить в символах: тогда зарождается ваша добродетель,
Тогда возвысилось ваше тело и воскресло; своей отрадою увлекает оно
дух, так что он становится творцом, и ценителем, и любящим, и благодетелем
всех вещей.
Когда ваше сердце бьется широко и полно, как бурный поток, который есть
благо и опасность для живущих на берегу, -- тогда зарождается ваша добродетель.
Когда вы возвысились над похвалою и порицанием и ваша воля, как воля
любящего, хочет приказывать всем вещам, -- тогда зарождается ваша добродетель.
Когда вы презираете удобство и мягкое ложе и можете ложиться недостаточно
далеко от мягкотелых, -- тогда зарождается ваша добродетель.
Когда вы хотите единой воли и эта обходимость всех нужд называется у
вас необходимостью, -- тогда зарождается ваша добродетель.
Поистине, она есть новое добро и новое зло! Поистине, это -- новое глубокое
журчание и голос нового ключа!
Властью является эта новая добродетель; господствующей мыслью является
она и вокруг нее мудрая душа: золотое солнце и вокруг него змея познания.
2
Здесь Заратустра умолк на минуту и с любовью смотрел на своих учеников.
Затем продолжал он так говорить -- и голос его изменился:
-- Оставайтесь верны земле, братья мои, со всей властью вашей добродетели!
Пусть ваша дарящая любовь и ваше познание служат смыслу земли! Об этом
прошу и заклинаю я вас.
Не позволяйте вашей добродетели улетать от земного и биться крыльями
о вечные стены! Ах, всегда было так много улетевшей добродетели!
Приводите, как я, улетевшую добродетель обратно к земле, -- да, обратно
к телу и жизни: чтобы дала она свой смысл земле, смысл человеческий!
Сотни раз улетали и заблуждались до сих пор дух и добродетель. Ах, в
вашем теле и теперь еще живет весь этот обман и заблуждение: плотью
и волею сделались они.
Сотни раз делали попытку и заблуждались до сих пор как дух, так и добродетель.
Да, попыткою был человек. Ах, много невежества и заблуждений сделались
в нас плотью!
Не только разум тысячелетий -- также безумие их прорывается в нас. Опасно
быть наследником.
Еще боремся мы шаг за шагом с исполином случаем, и над всем человечеством
царила до сих пор еще бессмыслица, безсмыслица.
Да послужат ваш дух и ваша добродетель, братья мои, смыслу земли: ценность
всех вещей да будет вновь установлена вами!
Поэтому вы должны быть борющимися! Поэтому вы должны быть созидающими!
Познавая, очищается тело; делая попытку к познанию, оно возвышается;
для познающего священны все побуждения; душа того, кто возвысился, становится
радостной.
Врач, исцелись сам, и ты исцелишь также и своего больного.
Было бы лучшей помощью для него, чтобы увидел он своими глазами того,
кто сам себя исцеляет.
Есть тысячи троп, по которым еще никогда не ходили, тысячи здоровий
и скрытых островов жизни. Все еще не исчерпаны и не открыты человек
и земля человека.
Бодрствуйте и прислушивайтесь, вы, одинокие! Неслышными взмахами крыл
веют из будущего ветры; и до тонких ушей доходит благая весть.
Вы, сегодня еще одинокие, вы, живущие вдали, вы будете некогда народом:
от вас, избравших самих себя, должен произойти народ избранный и от
него -- сверхчеловек.
Поистине, местом выздоровления должна еще стать земля! И уже веет вокруг
нее новым благоуханием, приносящим исцеление, -- и новой надеждой!
3
Сказав эти слова, Заратустра умолк, как тот, кто не сказал еще своего
последнего слова; долго в нерешимости держал он посох в руке. Наконец
так заговорил он -- и голос его изменился:
-- Ученики мои, теперь ухожу я один! Уходите теперь и вы, и тоже одни!
Так хочу я.
Поистине, я советую вам: уходите от меня и защищайтесь от Заратустры!
А еще лучше: стыдитесь его! Быть может, он обманул вас.
Человек познания должен не только любить своих врагов, но уметь ненавидеть
даже своих друзей.
Плохо отплачивает тот учителю, кто навсегда остается только учеником.
И почему не хотите вы ощипать венок мой?
Вы уважаете меня; но что будет, если когда-нибудь падет уважение ваше?
Берегитесь, чтобы статуя не убила вас!
Вы говорите, что верите в Заратустру? Но что толку в Заратустре! Вы
-- верующие в меня; но что толку во всех верующих!
Вы еще не искали себя, когда нашли меня. Так поступают все верующие;
потому-то всякая вера так мало значит.
Теперь я велю вам потерять меня и найти себя; и только когда вы все
отречетесь от меня, я вернусь к вам.
Поистине, другими глазами, братья мои, я буду тогда искать утерянных
мною; другою любовью я буду тогда любить вас.
И некогда вы должны будете еще стать моими друзьями и детьми единой
надежды; тогда я захочу в третий раз быть среди нас, чтобы отпраздновать
с вами великий полдень.
Великий полдень -- когда человек стоит посреди своего пути между животным
и сверхчеловеком и празднует свой путь к закату как свою высшую надежду:
ибо это есть путь к новому утру.
И тогда заходящий сам благословит себя за то, что был он переходящий;
и солнце его познания будет стоять у него на полдне.
"Умерли все боги; теперь мы хотим, чтобы жил сверхчеловек"
-- такова должна быть в великий полдень наша последняя воля! --
Так говорил Заратустра.