ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
РЕЧИ ЗАРАТУСТРЫ
О любви к ближнему
Вы жметесь к ближнему, и для этого есть у вас прекрасные слова. Но
я говорю вам: ваша любовь к ближнему есть ваша дурная любовь к самим
себе.
Вы бежите к ближнему от самих себя и хотели бы из этого сделать себе
добродетель; но я насквозь вижу ваше "бескорыстие".
Ты старше, чем Я; Ты признано священным, но еще не Я: оттого жмется
человек к ближнему.
Разве я советую вам любовь к ближнему? Скорее я советую вам бежать от
ближнего и любить дальнего!
Выше любви к ближнему стоит любовь к дальнему и будущему; выше еще,
чем любовь к человеку, ставлю я любовь к вещам и призракам.
Этот призрак, витающий перед тобою, брат мой, прекраснее тебя; почему
же не отдаешь ты ему свою плоть и свои кости? Но ты страшишься и бежишь
к своему ближнему.
Вы не выносите самих себя и недостаточно себя любите; и вот вы хотели
бы соблазнить ближнего на любовь и позолотить себя его заблуждением.
Я хотел бы, чтобы все ближние и соседи их стали для вас невыносимы;
тогда вы должны бы были из самих себя создать своего друга с переполненным
сердцем его.
Вы приглашаете свидетеля, когда хотите хвалить себя; и когда вы склонили
его хорошо думать о вас, сами вы хорошо думаете о себе.
Лжет не только тот, кто говорит вопреки своему знанию, но еще больше
тот, кто говорит вопреки своему незнанию. Именно так говорите вы о себе
при общении с другими и обманываете соседа насчет себя.
Так говорит глупец: "Общение с людьми портит характер, особенно
когда нет его".
Один идет к ближнему, потому что он ищет себя, а другой -- потому что
он хотел бы потерять себя. Ваша дурная любовь к самим себе делает для
вас из одиночества тюрьму.
Дальние оплачивают вашу любовь к ближнему; и если вы соберетесь впятером,
шестой должен всегда умереть.
Я не люблю ваших празднеств; слишком много лицедеев находил я там, и
даже зрители вели себя часто как лицедеи.
Не о ближнем учу я вас, но о друге. Пусть друг будет для вас праздником
земли и предчувствием сверхчеловека.
Я учу вас о друге и переполненном сердце его. Но надо уметь быть губкою,
если хочешь быть любимым переполненными сердцами.
Я учу вас о друге, в котором мир предстоит завершенным, как чаша добра,
-- о созидающем друге, всегда готовом подарить завершенный мир.
И как мир развернулся для него, так опять он свертывается вместе с ним,
подобно становлению добра и зла, подобно становлению цели из случая.
Будущее и самое дальнее пусть будет причиною твоего сегодня: в своем
друге ты должен любить сверхчеловека как свою причину.
Братья мои, не любовь к ближнему советую я вам -- я советую вам любовь
к дальнему.
Так говорил Заратустра.