ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
РЕЧИ ЗАРАТУСТРЫ
О войне и воинах
Мы не хотим пощады от наших лучших врагов, а также от тех, кого мы
любим до глубины души. Позвольте же мне сказать вам правду!
Братья мои по войне! Я люблю вас до глубины души; теперь и прежде я
был вашим равным. И я также ваш лучший враг. Позвольте же мне сказать
вам правду!
Я знаю о ненависти и зависти вашего сердца. Вы недостаточно велики,
чтобы не знать ненависти и зависти. Так будьте же настолько велики,
чтобы не стыдиться себя самих!
И если вы не можете быть подвижниками познания, то будьте по крайней
мере его ратниками. Они спутники и предвестники этого подвижничества.
Я вижу множество солдат: как хотел бы я видеть много воинов! "Мундиром"
называется то, что они носят; да не будет мундиром то, что скрывают
они под ним!
Будьте такими, чей взор всегда ищет врага -- своего врага. И у некоторых
из вас сквозит ненависть с первого взгляда.
Своего врага ищите вы, свою войну ведите вы, войну за свои мысли! И
если ваша мысль не устоит, все-таки ваша честность должна и над этим
праздновать победу!
Любите мир как средство к новым войнам. И притом короткий мир -- больше,
чем долгий.
Я призываю вас не к работе, а к борьбе. Я призываю вас не к миру, а
к победе. Да будет труд ваш борьбой и мир ваш победою!
Можно молчать и сидеть смирно, только когда есть стрелы и лук; иначе
болтают и бранятся. Да будет ваш мир победою!
Вы говорите, что благая цель освящает даже войну? Я же говорю вам, что
благо войны освящает всякую цель.
Война и мужество совершили больше великих дел, чем любовь к ближнему.
Не ваша жалость, а ваша храбрость спасала доселе несчастных.
Что хорошо? спрашиваете вы. Хорошо быть храбрым.
Предоставьте маленьким девочкам говорить: "быть добрым -- вот что
мило и в то же время трогательно".
Вас называют бессердечными -- но ваше сердце неподдельно, и я люблю
стыдливость вашей сердечности. Вы стыдитесь прилива ваших чувств, а
другие стыдятся их отлива.
Вы безобразны? Ну, что ж, братья мои! Окутайте себя возвышенным, этой
мантией безобразного!
И когда ваша душа становится большой, она становится высокомерной; и
в вашей возвышенности есть злоба. Я знаю вас.
В злобе встречается высокомерный со слабым. Но они не понимают друг
друга. Я знаю вас.
Враги у вас должны быть только такие, которых бы вы ненавидели, а не
такие, чтобы их презирать. Надо, чтобы вы гордились своим врагом: тогда
успехи вашего врага будут и вашими успехами.
Восстание -- это доблесть раба. Вашей доблестью да будет повиновение!
Само приказание ваше да будет повиновением!
Для хорошего воина "ты должен" звучит приятнее, чем "я
хочу". И все, что вы любите, вы должны сперва приказать себе.
Ваша любовь к жизни да будет любовью к вашей высшей надежде -- а этой
высшей надеждой пусть будет высшая мысль о жизни!
Но ваша высшая мысль должна быть вам приказана мною -- и она гласит:
человек есть нечто, что должно превзойти.
Итак, живите своей жизнью повиновения и войны! Что пользы в долгой жизни!
Какой воин хочет, чтобы щадили его!
Я не щажу вас, я люблю вас всем сердцем, братья по войне!
Так говорил Заратустра.