ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
РЕЧИ ЗАРАТУСТРЫ
О проповедниках смерти
Есть проповедники смерти; и земля полна теми, кому нужно проповедовать
отвращение к жизни.
Земля полна лишними, жизнь испорчена чрезмерным множеством людей. О,
если б можно было "вечной жизнью" сманить их из этой жизни!
"Желтые" или "черные" -- так называют проповедников
смерти. Но я хочу показать их вам еще и в других красках.
Вот они ужасные, что носят в себе хищного зверя и не имеют другого выбора,
кроме как вожделение или самоумерщвление. Но и вожделение их -- тоже
самоумерщвление.
Они еще не стали людьми, эти ужасные; пусть же проповедуют они отвращение
к жизни и сами уходят!
Вот -- чахоточные душою: едва родились они, как уже начинают умирать
и жаждут учений усталости и отречения.
Они охотно желали бы быть мертвыми, и мы должны одобрить их волю! Будем
же остерегаться, чтобы не воскресить этих мертвых и не повредить эти
живые гробы!
Повстречается ли им больной, или старик, или труп, и тотчас говорят
они: "жизнь опровергнута!"
Но только они опровергнуты и их глаза, видящие только одно лицо в существовании.
Погруженные в глубокое уныние и алчные до маленьких случайностей, приносящих
смерть, -- так ждут они, стиснув зубы.
Или же: они хватаются за сласти и смеются при этом своему ребячеству;
они висят на жизни, как на соломинке, и смеются, что они еще висят на
соломинке.
Их мудрость гласит: "Глупец тот, кто остается жить, и мы настолько
же глупы. Это и есть самое глупое в жизни!"
-- "Жизнь есть только страдание" -- так говорят другие и не
лгут; так постарайтесь же, чтобы перестать вам существовать! Так постарайтесь
же, чтобы кончилась жизнь, которая есть только страдание!
И да гласит правило вашей добродетели: "ты должен убить самого
себя! Ты должен сам себя украсть у себя!" --
"Сладострастие есть грех -- так говорят проповедующие смерть, --
дайте нам идти стороною и не рожать детей!"
"Трудно рожать, -- говорят другие, -- к чему еще рожать?
Рождаются лишь несчастные!" И они также проповедники смерти.
"Нам нужна жалость, -- так говорят третьи. -- Возьмите, что есть
у меня! Возьмите меня самого! Тем меньше я буду связан с жизнью!"
Если б они были совсем сострадательные, они отбили бы у своих ближних
охоту к жизни. Быть злым -- было бы их истинной добротою.
Но они хотят освободиться от жизни; что им за дело, что они еще крепче
связывают других своими цепями и даяниями!
И даже вы, для которых жизнь есть суровый труд и беспокойство, -- разве
вы не очень утомлены жизнью? Разве вы еще не созрели для проповеди смерти?
Все вы, для которых дорог суровый труд и все быстрое, новое, неизвестное,
-- вы чувствуете себя дурно; ваша деятельность есть бегство и желание
забыть самих себя.
Если бы вы больше верили в жизнь, вы бы меньше отдавались мгновению.
Но чтобы ждать, в вас нет достаточно содержания, -- и даже чтобы лениться!
Всюду раздается голос тех, кто проповедует смерть; и земля полна теми,
кому нужно проповедовать смерть.
Или "вечную жизнь" -- мне все равно, -- если только они не
замедлят отправиться туда!
Так говорил Заратустра.