ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
РЕЧИ ЗАРАТУСТРЫ
О бледном преступнике
Вы не хотите убивать, вы, судьи и жертвоприносители, пока животное
не наклонит головы? Взгляните, бледный преступник склонил голову, из
его глаз говорит великое презрение.
"Мое Я есть нечто, что должно превзойти: мое Я служит для меня
великим презрением к человеку" -- так говорят глаза его.
То, что он сам осудил себя, было его высшим мгновением; не допускайте,
чтобы тот, кто возвысился, опять опустился в свою пропасть!
Нет спасения для того, кто так страдает от себя самого, -- кроме быстрой
смерти.
Ваше убийство, судьи, должно быть жалостью, а не мщением.
И, убивая, блюдите, чтобы сами вы оправдывали жизнь!
Недостаточно примириться с тем, кого вы убиваете. Ваша печаль да будет
любовью к сверхчеловеку: так оправдаете вы свою все еще жизнь!
"Враг" должны вы говорить, а не "злодей"; "больной"
должны вы говорить, а не "негодяй"; "сумасшедший"
должны вы говорить, а не "грешник".
И ты, красный судья, если бы ты громко сказал все, что ты совершил уже
в мыслях, каждый закричал бы: "Прочь эту скверну и этого ядовитого
червя!"
Но одно -- мысль, другое -- дело, третье -- образ дела.
Между ними не вращается колесо причинности.
Образ сделал этого бледного человека бледным. На высоте своего дела
был он, когда он совершал его; но он не вынес его образа, когда оно
совершилось.
Всегда смотрел он на себя как на свершителя одного свершения. Безумием
называю я это: исключение обернулось ему сущностью его.
Черта околдовывает курицу; чертовщина, которой он отдался, околдовывает
его бедный разум -- безумием после дела называю я это.
Слушайте вы, судьи! Другое безумие существует еще -- это безумие перед
делом. Ах, вы вползли недостаточно глубоко в эту душу!
Так говорит красный судья: "но ради чего убил этот преступник?
Он хотел ограбить".
Но я говорю вам: душа его хотела крови, а не грабежа -- он жаждал счастья
ножа!
Но его бедный разум не понял этого безумия и убедил его.
"Что толку в крови! -- говорил он. -- Не хочешь ли ты по крайней
мере совершить при этом грабеж? Отмстить?"
И он послушался своего бедного разума: как свинец, легла на него его
речь -- и вот, убивая, он ограбил. Он не хотел стыдиться своего безумия.
И теперь опять свинец его вины лежит на нем, и опять его бедный разум
стал таким затекшим, таким расслабленным, таким тяжелым.
Если бы только он мог тряхнуть головою, его бремя скатилось бы вниз;
но кто тряхнет эту голову?
Что такое этот человек? Куча болезней, через дух проникающих в мир:
там ищут они своей добычи.
Что такое этот человек? Клубок диких змей, которые редко вместе бывают
спокойны, -- и вот они расползаются и ищут добычи в мире.
Взгляните на это бедное тело! Что оно выстрадало и чего страстно желало,
вот что пыталась объяснить себе эта бедная душа -- она объясняла это
как радость убийства и алчность к счастью ножа.
Кто теперь становится больным, на того нападает зло, которое теперь
считается злом: страдание хочет он причинять тем самым, что ему причиняет
страдание. Но были другие времена и другое зло и добро.
Некогда были злом сомнение и воля к самому себе. Тогда становился больной
еретиком и колдуном: как еретик и колдун, страдал он и хотел заставить
страдать других.
Но это не вмещается в ваши уши: это вредит вашим добрым, говорите вы
мне. Но что мне за дело до ваших добрых!
Многое в ваших добрых вызывает во мне отвращение, и поистине не их зло.
Я хотел бы, чтобы безумие охватило их, от которого они бы погибли, как
этот бледный преступник!
Поистине, я хотел бы, чтобы их безумие называлось истиной, или верностью,
или справедливостью; но у них есть своя добродетель, чтобы долго жить
в жалком довольстве собою.
Я -- перила моста на стремительном потоке: держись за меня, кто может
за меня держаться. Но вашим костылем не служу я.
Так говорил Заратустра.